Факторы суицидального риска. Признаки суицидального поведения. Алгоритм действия педагогов и специалистов СППС при подозрении на наличие у учащегося суицидальных намерений

Факторы суицидального риска

В подростковом и юношеском возрасте суицидальное поведение отличается многообразием: это суицидальные мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки. Психологу необходимо очень внимательно отнестись к малейшим признакам предрасположенности того или иного подростка к суициду. Следует обращать внимание на следующие факторы суицидального риска.

Социально-демографические факторы:

Пол — мужской (уровень суицидов у юношей в три-четыре раза выше, чем у девушек, в то время как у женщин уровень суицидальных попыток примерно в три раза выше).

Возраст — подростки и молодые люди 14-24 лет.

Семейная ситуация (непонимание со стороны родителей, безразличное отношение друг к другу и т. п.).

Профессиональный статус. Нарушение профессионального стереотипа (потеря работы, выход на пенсию, статус безработного) ассоциируются с увеличением риска суицида.

Религия. Уровни суицидов выше среди атеистов, по сравнению с верующими. Среди основных конфессий, максимальные уровни суицидов регистрируются у буддистов, минимальные - у мусульман; христиане и индуисты занимают промежуточное положение.

Медико-психологические факторы:

  1. Психическая патология:

депрессия, особенно затяжной депрессивный эпизод в недавнем прошлом;

алкогольная зависимость; зависимость от других психоактивных веществ;

расстройство личности;

циклоидная, сенситивная, эпилептоидная, истероидная акцентуации характера.

  1. Соматическая патология — тяжелое хроническое прогрессирующее заболевание:

врожденные и приобретенные уродства;

потеря физиологических функций (зрения, слуха, способности двигаться, утрата половой функции);

ВИЧ-инфекция.

Биографические факторы

Гомосексуальная ориентация (подростки обоего пола).

Суицидальные мысли, намерения, попытки в прошлом.

Суицидальное поведение родственников, близких, друзей, других значимых лиц (музыкальные кумиры и т. д.).

Следующие вопросы помогут вам точнее определить биографические факторы и их значение:

Что случилось тогда? Что удержало тогда от суицидальной попытки? Пытался ли покончить с собой кто-либо из близких, друзей подростка? Есть ли человек, которым он восхищается (является для него примером), жив ли он? Как он умер?

Индикаторы суицидального риска - это особенности сложившейся ситуации, настроения, когнитивной деятельности и высказываний человека, которые также увеличивают степень риска суицидального поведения.

Ситуационные индикаторы суицидального риска:

– смерть любимого человека;

– расставание с любимой (-ым);

– вынужденная социальная изоляция, особенно от друзей или семьи (переезд на новое место жительства);

– сексуальное насилие;

– нежелательная беременность;

– позор, унижение — «потеря лица».

Крайне важно не оценивать события с точки зрения своей системы ценностей, а понять, что это значит для самого подростка.

Поведенческие индикаторы суицидального риска:

– злоупотребление психоактивными веществами, алкоголем;

– эскейп-реакции (уход из дома и т. п.);

– изменение привычек, например, несоблюдение правил личной гигиены, ухода за внешностью;

– предпочтение тем разговора и чтения, связанных со смертью и самоубийствами;

– «приведение дел в порядок» (письма к родственникам и друзьям, раздаривание личных вещей).

Коммуникативные индикаторы суицидального риска:

– разрешающие установки к суицидальному поведению;

– негативная триада, характерная для депрессивных состояний:

негативная оценка своей личности, окружающего мира и будущего;

– «туннельное поведение» — неспособность увидеть иные приемлемые пути решения проблемы кроме суицида;

– наличие суицидальных мыслей, намерений, планов;

– импульсивность как характерологическая черта играет важную роль в суицидальном поведении; – существенное значение имеет доступность средств суицида (фармакологические препараты всегда под рукой или их еще нужно приобрести) и т. п.

Эмоциональные индикаторы суицидального риска:

– амбивалентность по отношению к жизни;

– депрессивное настроение: безразличие к своей судьбе, подавленность, безнадежность, отчаяние;

– переживание горя.

Индивидуально-психологические факторы риска. Данные факторы отражают не столько риск суицидального поведения, сколько вероятность сниженной переносимостью личностью эмоциональных нагрузок. К ним относят следующие личностные особенности: эмоциональная неустойчивость, в т.ч. в период возрастных кризов; импульсивность; эмоциональная зависимость; заниженная или завышенная самооценка; максимализм и категоричность; сильно выраженное желание достижения целей; тревожность и гипертрофированное чувство вины

Средства решения проблем для подростка - это те «сильные стороны», которые служат основой его жизнестойкости и увеличивают вероятность преодоления кризиса с позитивным балансом.

Внутренние ресурсы:

– инстинкт самосохранения;

– интеллект;

– социальный опыт;

– коммуникативный потенциал;

– позитивный опыт решения проблем.

Внешние ресурсы:

– поддержка семьи и друзей;

– приверженность религии;

– медицинская помощь;

– индивидуальная психотерапевтическая программа.

Признаки суицидального поведения:

1. Словесные предостерегающие признаки

Должны насторожить следующие заявления юноши или девушки:

1.Прямо и явно говорить о смерти:

«Я собираюсь умереть», «Я не могу так жить», «Всем будет лучше без меня», «Мне нечего ждать от жизни», «Я не могу этого вынести», «Я стал обузой для всех», «Я покончу с собой» и т.д.

2.Косвенно намекать о своем намерении: «Я больше не буду проблемой», «Ничто больше не имеет значения», «Вам больше не придется за меня волноваться», «Они пожалеют о том, что они мне сделали».

3. Много шутить на тему самоубийства.

4. Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

 2. Невербальные предостерегающие признаки:

  1. Поза несчастного человека (сгорблен, опущены плечи, не знает либо куда деть руки, либо они безжизненно опущены).
  2. Мимика, потухший взгляд (внешне вроде улыбается, а глаза грустные, как «у побитой собаки» или смех сквозь слезы, при разговоре не смотрит в глаза собеседнику).
  3. Рисунки (изображает черепа, смерть, кровь, мертвеца, например, с отрубленной головой и т.д.).
  4. Проза, стихи, записи в дневнике, записки, письма родственникам, любимым, обидчикам и т.д., пронизанные грустью, печалью, разочарованием, криком о помощи, безнадежностью или конкретно, говорящие о смерти.

3. Поведенческие предостерегающие признаки

  1. Уход в себя. Стремление побыть наедине с собой естественно и нормально для каждого человека. Надо обратить внимание, когда замкну­тость, обособление становятся глубокими и длительными, когда че­ловек уходит в себя, сторонится вчерашних друзей и товарищей.
  2. Капризность, привередливость. Каждый из нас время от време­ни капризничает, хандрит. Но когда настроение человека чуть ли не ежедневно колеблется между возбуждением и упадком, налицо причины для тревоги.
  3. Депрессия.    Так как депрессия предшествует большинству суицидов, раннее распознавание симптомов депрессии и ее лечение по­средством медикаментов и психотерапии — важный фактор предупреждения суицида.
  1. Агрессивность. Многим актам самоубийства предшествуют вспышки раздражения, гнева, ярости, жестокости к окружающим. Нередко подобные явления оказываются призывом учащегося обра­тить на него внимание, помочь ему, особенно если это аутоагрессия (агрессия, направленная на самого себя, например, из-за чувства вины). Однако подобный призыв обыч­но дает противоположный результат - неприязнь окружающих, их отчуждение от суицидента.
  2. Наличие конфликта и конфликтной ситуации, которые могут спровоцировать суицид или суицидальные попытки молодого человека. Поэтому педагогам, необходимо постоянно изучать социальное окружение учащегося: на примере личного наблюдения, из бесед с коллегами, специалистами СППС, родителями (если такая возможность имеется), со сверстниками и т.д.
  1. Активная предварительная подготовка, целенаправленный поиск средств (собирание таблеток, хранение отравляющих веществ, жидкостей и т. п.);
  2. Нарушение аппетита. Отсутствие его или, наоборот, ненормаль­но повышенный аппетит тесно связаны с саморазрушающими мыслями и должны всегда рассматриваться как критерий потенциальной опасности.
  • Раздача другим подарков, вещей, имеющих большую личностную ценность. Некоторые люди, планирую­щие суицид, предварительно раздают близким, друзьям свои вещи, окончательно приводят в порядок дела, мирятся с давними врагами.
  • Демонстрация радикальных перемен в поведении: подросток перестал следить за собой, начал пропускать занятия, не выполнять домашние задание, проявлять раздражительность, угрюмость, находиться в подавленном состоянии; замкнулся от друзей и семьи; стал чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему;

4. Ситуативные предостерегающие признаки: социальная изоляция, положение «отверженного» в классном коллективе; серьезный кризис в семье - в отношениях с родителями или родителей друг с другом; наличие суицида у кого-то из членов семьи, друзей; наличие физических особенностей или тяжелой болезни; предпринятые ранее попытки суицида; чрезмерная критичность к себе.

Алгоритм действия педагогов при подозрении на наличие

у учащегося суицидальных намерений:

Открыто поговорить о намерениях с учащимся (ни в коем случае не угрожать, не осуждать, не читать нотаций, не пытаться переубеждать);

постараться установить доверительные отношения, не оставлять учащегося одного;

обратиться за помощью к специалистам СППС;

поговорить с родителями учащегося;

в экстренной ситуации - обратиться за помощью к психиатру или психотерапевту, на «Телефон доверия» психологической службы для детей и подростков – 8(017)315-00-00.

Алгоритм действия специалистов СППС при подозрении на

наличие у учащегося суицидальных намерений:

провести углубленную психологическую диагностику депрессии и суицидального риска (не менее 3-х методик на каждую сферу);

в случае, если риск суицида не выявлен, но у ребенка имеются психологические проблемы, проводить с ним психокоррекционную работу;

при низком суицидальном риске с результатами тестирования ознакамливают родителей, рекомендуется консультация врача-психиатра в плановом порядке, психокоррекционная работа с психологом;

при определении среднего суицидального риска с результатами тестирования ознакамливают родителей, рекомендуется экстренная консультация врача-психиатра в плановом порядке, психокоррекционная работа с психологом; дается информация о возможностях получения психиатрической, психотерапевтической помощи, даются номера «Телефонов доверия»;

при определении высокого суицидального риска организовать наблюдение за несовершеннолетним, исключающее совершение им самоповреждения, сообщается руководителю учреждения, родителям ребенка, организовать немедленное сопровождение ребенка на консультацию к врачу-психиатру, для решения вопроса о госпитализации в учреждение «Гомельская областная клиническая психиатрическая больница».

 

http://ic.pics.livejournal.com/sisters_1994/73563304/23186/23186_original.jpg