Факторы суицидального риска
В подростковом и юношеском возрасте суицидальное поведение отличается многообразием: это суицидальные мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки. Психологу необходимо очень внимательно отнестись к малейшим признакам предрасположенности того или иного подростка к суициду. Следует обращать внимание на следующие факторы суицидального риска.
Социально-демографические факторы:
Пол — мужской (уровень суицидов у юношей в три-четыре раза выше, чем у девушек, в то время как у женщин уровень суицидальных попыток примерно в три раза выше).
Возраст — подростки и молодые люди 14-24 лет.
Семейная ситуация (непонимание со стороны родителей, безразличное отношение друг к другу и т. п.).
Профессиональный статус. Нарушение профессионального стереотипа (потеря работы, выход на пенсию, статус безработного) ассоциируются с увеличением риска суицида.
Религия. Уровни суицидов выше среди атеистов, по сравнению с верующими. Среди основных конфессий, максимальные уровни суицидов регистрируются у буддистов, минимальные - у мусульман; христиане и индуисты занимают промежуточное положение.
Медико-психологические факторы:
- Психическая патология:
депрессия, особенно затяжной депрессивный эпизод в недавнем прошлом;
алкогольная зависимость; зависимость от других психоактивных веществ;
расстройство личности;
циклоидная, сенситивная, эпилептоидная, истероидная акцентуации характера.
- Соматическая патология — тяжелое хроническое прогрессирующее заболевание:
врожденные и приобретенные уродства;
потеря физиологических функций (зрения, слуха, способности двигаться, утрата половой функции);
ВИЧ-инфекция.
Биографические факторы
Гомосексуальная ориентация (подростки обоего пола).
Суицидальные мысли, намерения, попытки в прошлом.
Суицидальное поведение родственников, близких, друзей, других значимых лиц (музыкальные кумиры и т. д.).
Следующие вопросы помогут вам точнее определить биографические факторы и их значение:
Что случилось тогда? Что удержало тогда от суицидальной попытки? Пытался ли покончить с собой кто-либо из близких, друзей подростка? Есть ли человек, которым он восхищается (является для него примером), жив ли он? Как он умер?
Индикаторы суицидального риска - это особенности сложившейся ситуации, настроения, когнитивной деятельности и высказываний человека, которые также увеличивают степень риска суицидального поведения.
Ситуационные индикаторы суицидального риска:
– смерть любимого человека;
– расставание с любимой (-ым);
– вынужденная социальная изоляция, особенно от друзей или семьи (переезд на новое место жительства);
– сексуальное насилие;
– нежелательная беременность;
– позор, унижение — «потеря лица».
Крайне важно не оценивать события с точки зрения своей системы ценностей, а понять, что это значит для самого подростка.
Поведенческие индикаторы суицидального риска:
– злоупотребление психоактивными веществами, алкоголем;
– эскейп-реакции (уход из дома и т. п.);
– изменение привычек, например, несоблюдение правил личной гигиены, ухода за внешностью;
– предпочтение тем разговора и чтения, связанных со смертью и самоубийствами;
– «приведение дел в порядок» (письма к родственникам и друзьям, раздаривание личных вещей).
Коммуникативные индикаторы суицидального риска:
– разрешающие установки к суицидальному поведению;
– негативная триада, характерная для депрессивных состояний:
негативная оценка своей личности, окружающего мира и будущего;
– «туннельное поведение» — неспособность увидеть иные приемлемые пути решения проблемы кроме суицида;
– наличие суицидальных мыслей, намерений, планов;
– импульсивность как характерологическая черта играет важную роль в суицидальном поведении; – существенное значение имеет доступность средств суицида (фармакологические препараты всегда под рукой или их еще нужно приобрести) и т. п.
Эмоциональные индикаторы суицидального риска:
– амбивалентность по отношению к жизни;
– депрессивное настроение: безразличие к своей судьбе, подавленность, безнадежность, отчаяние;
– переживание горя.
Индивидуально-психологические факторы риска. Данные факторы отражают не столько риск суицидального поведения, сколько вероятность сниженной переносимостью личностью эмоциональных нагрузок. К ним относят следующие личностные особенности: эмоциональная неустойчивость, в т.ч. в период возрастных кризов; импульсивность; эмоциональная зависимость; заниженная или завышенная самооценка; максимализм и категоричность; сильно выраженное желание достижения целей; тревожность и гипертрофированное чувство вины
Средства решения проблем для подростка - это те «сильные стороны», которые служат основой его жизнестойкости и увеличивают вероятность преодоления кризиса с позитивным балансом.
Внутренние ресурсы:
– инстинкт самосохранения;
– интеллект;
– социальный опыт;
– коммуникативный потенциал;
– позитивный опыт решения проблем.
Внешние ресурсы:
– поддержка семьи и друзей;
– приверженность религии;
– медицинская помощь;
– индивидуальная психотерапевтическая программа.
Признаки суицидального поведения:
1. Словесные предостерегающие признаки
Должны насторожить следующие заявления юноши или девушки:
1.Прямо и явно говорить о смерти:
«Я собираюсь умереть», «Я не могу так жить», «Всем будет лучше без меня», «Мне нечего ждать от жизни», «Я не могу этого вынести», «Я стал обузой для всех», «Я покончу с собой» и т.д.
2.Косвенно намекать о своем намерении: «Я больше не буду проблемой», «Ничто больше не имеет значения», «Вам больше не придется за меня волноваться», «Они пожалеют о том, что они мне сделали».
3. Много шутить на тему самоубийства.
4. Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти.
2. Невербальные предостерегающие признаки:
- Поза несчастного человека (сгорблен, опущены плечи, не знает либо куда деть руки, либо они безжизненно опущены).
- Мимика, потухший взгляд (внешне вроде улыбается, а глаза грустные, как «у побитой собаки» или смех сквозь слезы, при разговоре не смотрит в глаза собеседнику).
- Рисунки (изображает черепа, смерть, кровь, мертвеца, например, с отрубленной головой и т.д.).
- Проза, стихи, записи в дневнике, записки, письма родственникам, любимым, обидчикам и т.д., пронизанные грустью, печалью, разочарованием, криком о помощи, безнадежностью или конкретно, говорящие о смерти.
3. Поведенческие предостерегающие признаки
- Уход в себя. Стремление побыть наедине с собой естественно и нормально для каждого человека. Надо обратить внимание, когда замкнутость, обособление становятся глубокими и длительными, когда человек уходит в себя, сторонится вчерашних друзей и товарищей.
- Капризность, привередливость. Каждый из нас время от времени капризничает, хандрит. Но когда настроение человека чуть ли не ежедневно колеблется между возбуждением и упадком, налицо причины для тревоги.
- Депрессия. Так как депрессия предшествует большинству суицидов, раннее распознавание симптомов депрессии и ее лечение посредством медикаментов и психотерапии — важный фактор предупреждения суицида.
- Агрессивность. Многим актам самоубийства предшествуют вспышки раздражения, гнева, ярости, жестокости к окружающим. Нередко подобные явления оказываются призывом учащегося обратить на него внимание, помочь ему, особенно если это аутоагрессия (агрессия, направленная на самого себя, например, из-за чувства вины). Однако подобный призыв обычно дает противоположный результат - неприязнь окружающих, их отчуждение от суицидента.
- Наличие конфликта и конфликтной ситуации, которые могут спровоцировать суицид или суицидальные попытки молодого человека. Поэтому педагогам, необходимо постоянно изучать социальное окружение учащегося: на примере личного наблюдения, из бесед с коллегами, специалистами СППС, родителями (если такая возможность имеется), со сверстниками и т.д.
- Активная предварительная подготовка, целенаправленный поиск средств (собирание таблеток, хранение отравляющих веществ, жидкостей и т. п.);
- Нарушение аппетита. Отсутствие его или, наоборот, ненормально повышенный аппетит тесно связаны с саморазрушающими мыслями и должны всегда рассматриваться как критерий потенциальной опасности.
- Раздача другим подарков, вещей, имеющих большую личностную ценность. Некоторые люди, планирующие суицид, предварительно раздают близким, друзьям свои вещи, окончательно приводят в порядок дела, мирятся с давними врагами.
- Демонстрация радикальных перемен в поведении: подросток перестал следить за собой, начал пропускать занятия, не выполнять домашние задание, проявлять раздражительность, угрюмость, находиться в подавленном состоянии; замкнулся от друзей и семьи; стал чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему;
4. Ситуативные предостерегающие признаки: социальная изоляция, положение «отверженного» в классном коллективе; серьезный кризис в семье - в отношениях с родителями или родителей друг с другом; наличие суицида у кого-то из членов семьи, друзей; наличие физических особенностей или тяжелой болезни; предпринятые ранее попытки суицида; чрезмерная критичность к себе.
Алгоритм действия педагогов при подозрении на наличие
у учащегося суицидальных намерений:
Открыто поговорить о намерениях с учащимся (ни в коем случае не угрожать, не осуждать, не читать нотаций, не пытаться переубеждать);
постараться установить доверительные отношения, не оставлять учащегося одного;
обратиться за помощью к специалистам СППС;
поговорить с родителями учащегося;
в экстренной ситуации - обратиться за помощью к психиатру или психотерапевту, на «Телефон доверия» психологической службы для детей и подростков – 8(017)315-00-00.
Алгоритм действия специалистов СППС при подозрении на
наличие у учащегося суицидальных намерений:
провести углубленную психологическую диагностику депрессии и суицидального риска (не менее 3-х методик на каждую сферу);
в случае, если риск суицида не выявлен, но у ребенка имеются психологические проблемы, проводить с ним психокоррекционную работу;
при низком суицидальном риске с результатами тестирования ознакамливают родителей, рекомендуется консультация врача-психиатра в плановом порядке, психокоррекционная работа с психологом;
при определении среднего суицидального риска с результатами тестирования ознакамливают родителей, рекомендуется экстренная консультация врача-психиатра в плановом порядке, психокоррекционная работа с психологом; дается информация о возможностях получения психиатрической, психотерапевтической помощи, даются номера «Телефонов доверия»;
при определении высокого суицидального риска организовать наблюдение за несовершеннолетним, исключающее совершение им самоповреждения, сообщается руководителю учреждения, родителям ребенка, организовать немедленное сопровождение ребенка на консультацию к врачу-психиатру, для решения вопроса о госпитализации в учреждение «Гомельская областная клиническая психиатрическая больница».